Jaguar

Jaguar

Компания Jaguar была основана в 1922 году Уильямом Лайонсом (Sir Lyons William) и Уильямом Уолмсли (Sir Walmsley William). Только называлась она тогда Swallow Sidecar и занималась производством колясок для мотоциклов. Однако это занятие не приносило достаточно прибыли, и в 1926 году тезки решили переквалифицироваться в производителей кузовов. Первым заказом было изготовление кузова для только появившейся малолитражки Austin Seven. На данном поприще компании Swallow Sidecar удалось добиться большего успеха. Ее несомненным преимуществом перед остальными подобными производителями было то, что она предлагала не однотонные кузова, а с двухцветной окраской. Уже через год поступил заказ на производство 500 кузовов. Это позволило Swallow Sidecar не только наладить свое финансовое положение, но и зарекомендовать себя как надежного производителя.

Первый успех стал толчком для проектирования и изготовления автомобилей под собственной маркой. Так в 1931 году на Лондонской автомобильной выставке появились первые автомобили, сконструированные Уильямом Лайонсом – SSI и SSII (SS – сокращенно Swallow Sidecar). Своим следующим творениям 1935 года разработчик дал уже более броские имена Jaguar SS90 и Jaguar SS100. Цифры в названиях означали скорость автомобилей в милях. Это был первый раз, когда стало фигурировать слово «Jaguar». К 1936 году, когда компания смогла самостоятельно заняться производством силовых агрегатов, ее стало можно считать полноценным автопроизводителем. К этому времени Уильям Лайонс управлял компанией уже в одиночку. Во время Второй мировой войны компании пришлось вернуться на два шага назад и снова заняться производством колясок для мотоциклов. Наряду с этим в инженеры осваивали технологии проектирования и производства воздушных судов. Эти наработки в дальнейшем помогли при попытках конструирования двигателей для автомобилей.

В послевоенные годы компания Swallow Sidecar приобрела уже более знакомое сегодня название Jaguar Саг Limited. В 1948 году вышла очередная модель, но уже под маркой Jaguar. Она называлась ХК 120 и оснащалась двигателем собственного производства компании. Машина оказалась весьма популярна как в Европе, так и за океаном, в США модель XK 120 продавалась с левым рулем. В том же году был выпущен седан Mark.С 1950 года компания Jaguar начала сотрудничать с фирмой Daimler Motor Company, производившей на тот момент машины, схожие по классу и характеристикам с автомобилями Jaguar. В 1951 году появился спортивный автомобиль Jaguar С-type. Он стал победителем в гонках на Ла Мане, а также установил рекордное время круга. Через три года на смену этой модели пришла новая – Jaguar D-type. До 100 км/ч этот автомобиль мог разогнаться за 4,8 секунды, что может позволить себе не каждая современная машина, неудивительно, что в 1957 году D-type стала неоднократным победителем различных соревнований. В дальнейшем эта машина начала производиться серийно для городских дорог и получила название ХК SS (Super Sport). К сожалению, выпустить запланированное количество автомобилей не удалось по причине возникновения пожара на заводе, который уничтожил все заготовки. 60-е начались с появления динамичного, быстроходного и, вместе с этим, комфортного седана E-type. За ним последовали модели S- type, XJ13 и XJ6. XJ6 пришлась публике по вкусу, а XJ13 наоборот, не смогла удовлетворить всех требований автолюбителей. В 1960 году Daimler Motor Company стала частью Jaguar. Благодаря появившимся в 60-х годах моделям Jaguar XK150 и XK150 Roadster компании удалось заявить о себе на автомобильном рынке США и занять там прочную позицию. Тем не менее, в 1966 году возникли определенные финансовые трудности, что привело к объединению с компанией British Motors. В 1968 году публике был представлен седан высшего класса Jaguar XJ8. В 1973 году вышел Jaguar XJ – закрытое купе с максимальной скоростью 250 км/ч. В 1983 году компания разработала свой новый двигатель AJ6 и автомобиль Jaguar XJ-S. Через 5 лет на автошоу в Великобритании впервые появился Jaguar XJ220, никого не оставивший равнодушным. Открылось даже дополнительное подразделение компании под названием Jaguar Sport. Оно специализировалось на разработке спортивных прототипов на базе серийных автомобилей семейства XJ220. Примерно в это же время компания Jaguar стала отделением американской корпорации Ford. Это произошло из-за того, что седан XJ-6 Series 140, выпущенный в 1986 году и пришедшийся по вкусу многим автолюбителям, оказался весьма недолговечным. Буквально после 50 000 км пробега кузов начинал ржаветь, отказывала электроника, и автомобиль приходил в негодность. Самостоятельно оправиться от такого серьезного провала компании бы не удалось, поэтому решено было подписать соглашение с Ford. Первое, чем занялся новый владелец Jaguar, это качество автомобилей. Основные ошибки, связанные с моделью XJ-6 были исправлены, и машина стала весьма популярной благодаря не только достойному качеству, но и привлекательной цене.

В 90-х годах компания решила выпустить несколько ретро моделей. Это были автомобили S-type, ХК8 и Х300 с дизайном 50-60-х годов. Также вышел новый модельный ряд семейства Jaguar XJ. В новом тысячелетии компания решила расширить сферу своего влияния не только на рынке представительных автомобилей бизнес-класса, но и в сфере гоночных болидов. Так в 2001 году появилась модель X-type. Это был седан на базе Ford Mondeo. Он не пользовался большой популярностью, поэтому в 2009 был выпущен последний экземпляр. Из спортивных автомобилей был выпушен Jaguar F-type. Именно с этим автомобилем компания вернулась на арену Формулы-1. В 2007 году на автосалоне в Детройте появился 4-дверный седан С-XP, он был заменой для не слишком удачного S-type.

Учитывая несколько не очень прибыльных новинок, подразделение Jaguar оказалось в списке убыточных отделений компании Ford. У автоконцерна тоже были серьезные финансовые трудности, поэтому новым владельцем Jaguar в 2008 году стала индийская компания Tata. За $2,3 млрд. Tata стала владельцем всех активов, заводов и бренда Jaguar, однако обязанность по разработке новых автомобилей осталась у британцев. В 2009 году на смену слегка устаревшей модели XL пришел седан XJ, напоминающий довольно успешный XF как внешним дизайном, так и техническим оснащением. В 2010 году с конвейера завода Jaguar в Бирмингеме сошел стотысячный Jaguar XF, оказавшийся в итоге в шоуруме московского дилерского центра «Артекс».