Ikarus

Ikarus

История компании Ikarus начинается в далеком 1985 году. Ее основателем был Имре Ури. Первоначально компания занималась производством и ремонтом карет в Будапеште (Венгрия), известен даже точный адрес, мастерская находилась в районе Пешт, на улице Элемер в доме 21. Продукция Имре Ури пользовалась популярностью у простых людей, которые не могли позволить себе только появившиеся автомобили и довольствовались доступными каретами и телегами.

Ремонтом компания занималась вплоть до 1920-х годов, до тех пор, как Имре Ури поступил заказ на изготовление кузовов для автобусов на основе Ford TT. Заказ был исполнен на наивысшем уровне, и за ним последовали другие подобные предложения, что закрепило за мастерской репутацию надежного и качественного производителя, оставившего позади конкурентов. В 1927 году в компанию поступил самый крупный заказ из тех, которые были раньше, это было 60 кузовов на шасси Raba L. Однако, экономический кризис 30-х годов заставил и так уставшего от работы Имре Ури закрыть свою мастерскую, так как заказов больше не поступало. Тем не менее, за время работы его сыновья успели набраться опыта в этом деле и в 1933 году открыли новую мастерскую под названием ТОО «Братья Ури», которая специализировалась на изготовлении не только кузовов, но и автомобилей, они также практиковался ремонт и продажу машин. Когда ситуация на мировом рынке стабилизировалась, в мастерскую пришли не только старые клиенты, но и множество новых.

В последние годы перед началом войны мастерская освоила производство кузовов из металла, сделав их более прочными и надежными, чем деревянные. Но с началом войны, компании пришлось перепрофилироваться и начать ремонтировать технику для немецкой армии, занявшей Будапешт. Лишнего опыта не бывает, и поэтому во время войны инженерам компании удалось не только заработать, но и развить свое мастерство в ремонте различных видов техники. Но война есть война, большая часть станков и оборудования была уничтожена или вывезена. Тем не менее, Ikarus удалось быстро восстановиться и набрать нужный темп. В 1945 году компания уже начала выпускать и ремонтировать автомобили, кроме того, освоила новое дело – производство мостов. Компании удалось улучшить свое положение за счет полученного заказа на автобусы, названные в итоге Mavag TR5 и TR3,5. Эти автобусы оказались первыми в Европе автобусами с несущим кузовом. Однако в то время уже существовало одно национализированное акционерное общество под названием Ikarus, но оно занималась производством радиаторов для самолетов и мелких запчастей для автомобилей. В 1947 году фирма братьев Ури была также национализирована, а через год объединилась с тем акционерным обществом. В итоге образовался завод Ikarus.

В начале 50-х годов завод начал выпускать автобус Ikarus 30, причем все агрегаты и запчасти были произведены заводом самостоятельно. Пока, кроме моделей Mavag TR3,5 и Ikarus 30, в Европе не было автобусов с несущим кузовом. Наверное, самым значительным недостатком этих и нескольких последующих транспортных средств стало переднее расположение двигателя, но решение этой проблемы обернулось бы потерей определенной части рынка, потому что увеличило бы стоимость продукции Ikarus. Тем не менее, автобусы Ikarus стали базой для разработки первых кузовов-гармошек и венгерских троллейбусов. Одной из самых популярных городских моделей того времени был облегченный Ikarus 66 с привлекательной обтекаемой формой и разгоном более, чем на 100 км/ч. В 1953 году на его базе был разработан туристический автобус Ikarus 55 с более мощным двигателем и комфортабельным салоном. В 1955 году компания начала выпускать три новых модели Ikarus 620, 630 и 631. Следующей разработкой стал автобус Ikarus 180, который вмещал 180 человек. Его кузов состоял из панелей, которые в разобранном состоянии поставлялись заказчику, и автобус можно было собрать на месте. Вскоре появилась модель Ikarus 200, получившая множество призов и наград. Основным заказчиком этих автобусов был СССР, но они также поставлялись в другие страны Европы и Азии и в США.

В 1971 году было выпущено уже более 100 000 автобусов, и продажи продолжали расти вплоть до начала 90-х. С падением Советского Союза компания Ikarus потеряла своего основного клиента и понесла немалые убытки, что привело к снижению объемов производства, закрытию заводов и сокращению рабочих мест. Выйти из кризисного положения компании в 1997 году помогло сознание новой модели автобуса Ikarus 400, который, благодаря различным вариантам компоновки, мог удовлетворить даже самого требовательного покупателя. Автобус предполагал установку целой гаммы двигателей от разных производителей, нескольких разновидностей сидений, АКПП, кондиционеры, электронные маршрутные табло и много другое. В 1991 году произошло отделение от головной организации подразделения Ikarus Special Coach Factory Ltd., которое начало специализироваться на разработки и производстве современных моделей. В 1999 году завод Ikarus вошел в группу Ikarusbus компании IRISBUS, созданной компаниями Iveco и Renault. В 2003 году основное предприятие было закрыто, а в 2006 100% акций Ikarusbus приобрел венгерский бизнесмен Gábor Széles. Началось производство моделей Ikarus C80, C83, но через год после покупки новый владелец решил закрыть завод, так как он приносил больше убытков, чем прибыли. В начале 2010 года завод снова заработал. Он стал заниматься ремонтом моделей 200-ой, 400-ой и С-серий, а также производством автобусов V134, E134, V187, E127. Сейчас объем производства компании Ikarus невелик по сравнению с прошлыми годами, да и конкуренция стала гораздо более жесткой. Поэтому на сегодняшний день компания не является лидирующей в своей области, однако продолжает снабжать многие страны автобусами Ikarus.