Fiat

Fiat

Fiat – это итальянская компания, основанная в 1899 году. Название расшифровывается как Fabrica Italiana Automobili Torino и переводится с итальянского языка как «Фабрика итальянских автомобилей в Турине». Основателями были инвесторы во главе с Джованни Аньелли (Giovanni Agnelli).

Сначала компания занималась лицензионной сборкой автомобилей Renault. Отмена тарифов на импортную сталь в 1903 году позволила Fiat сосредоточиться на производстве автомобилей под собственной маркой. Начали выпускаться легковые и грузовые автомобили, автобусы, а также двигатели для самолетов и морских судов. Как ни странно, известность марки начала быстро расти. Причем не только на отечественном, но и на зарубежных автомобильных рынках. Европейским дебютом компании стал автомобиль Fiat S61. Именно он одержал победу в 1911 году на гонках Гран-При во Франции. Начало деятельности компании сопровождалось успехом, и это помогло Джованни Аньелли понять, что необходимо начинать серийное производство автомобилей Fiat. Так в 1911 году оно было организовано. В 1912 году появилась модель Tipo Zero. Однако Аньелли не устраивало то, что новый автомобиль был похож на некоторые уже выпущенные машины конкурентов. Поэтому он дал приказ работникам компании разработать 6 разных облицовок решетки радиатора, а также начал заказывать кузова для своих будущих автомобилей у специалистов по дизайну.

Руководство Fiat изначально было нацелено на экспорт своей продукции за границу, а для этого нужны серьезные производственные мощности. Так в 1922 году в Европе начал работу самый большой по тем временам комплекс по производству автомобилей. Именно там было налажено конвейерное производство машин. Во время Первой мировой войны компания занималась производством танков и самолетов. Ей удалось выбиться в лидеры в своей стране, но, к сожалению, коммунисты организовывали мощные забастовки среди рабочих, что привело к полной остановке производства. Восстановить компанию удалось только к тому моменту, когда у власти был уже Муссолини. Для управления Fiat в 1927 году был организован специальный холдинг IFI. В 1932 году появился новый автомобиль под названием Balilla. Модель оказалась весьма успешной, и всего было выпущено около 113 000 экземпляров. А на очереди был знаменитый итальянский «мышонок» – модель Topolino с объемом двигателя 569 см3. Это оказался самый маленький автомобиль, который был запущен в серийное производство. Всего за 19 лет производства было проведено много модернизаций и продано около 519 000 экземпляров двухместного Fiat Topolino.

Последствия Второй мировой войны оказались плачевными для Fiat – большинство заводов были разрушены. В 1945 году произошло трагичное для компании событие – смерть президента и основателя Fiat Джованни Аньелли. Его пост занял Vittorio Valletta. Ему предстояло возрождать производство, что он смог сделать уже к 1948 году. Ему это удалось в большей мере благодаря субсидиям со стороны США. В 1950 году вышли автомобили Fiat 500 и Fiat 1400. Компания сосредоточилась на инновационных разработках, и в дальнейшем на серийные автомобили начали устанавливать системы вентиляции и отопления. Однако компания не ограничивалась одним только автомобилестроением, в 1951 году на свет появился первый итальянский реактивный самолет модели G80. В 1953 году автомобиль Fiat 1400 стал выпускаться с дизельным двигателем. В этот же период вышла модель Nuova-1100 с несущим кузовом, которая была обновленной версией модели Fiat 1100. В 1955 году был выпущен малолитражный автомобиль Fiat 600, за ним последовал обновленный Fiat 500 1957 года, в дальнейшем он стал называться Giardinetta. В 1955 году было решено снять с производства Topolino и заменить его автомобилем Fiat 600, что в итоге оказалось удачным ходом. С 1957 года начала выпускаться обновленная модель Nuova-500 с 2-циллиндровым двигателем объемом 499 см3. Этот автомобиль выпускался до 1972 года, всего было произведено около 15 миллионов экземпляров.

В начале 60-х годов Fiat снова начал принадлежать семье Аньелли. Руководить ею стали внуки основателя компании – Джованни-младший и Умберто Аньелли. Появился малолитражный автомобиль Fiat 850. Руководство братьев оказалось весьма эффективным, и к 1966 году компания заняла прочные позиции на мировом рынке. Было подписано соглашение с СССР по строительству ВАЗ в городе Ставрополе-на-Волге. Именно благодаря Fiat 124 1967 года на российских дорогах и сегодня так много автомобилей ВАЗ «2105» и «2106». Кстати, в 1967 году Fiat 124 был признан лучшим автомобилем года. В 1969 году в составе Fiat появилась компания Lancia. Fiat продолжал развиваться и расширяться, были построены новые заводы в Бразилии, Польше и на Юге Италии.

Во время нефтяного кризиса 1970 года работа компании была сосредоточена в области оптимизации и автоматизации производственного процесса, повышения качества готовой продукции. Такая политика дала положительные результаты – появилась гибкая роботизированная система сборки кузова Robotage. В 1978 году был выпущен автомобиль Fiat Ritmo, в основе которого лежала именно эта система. В 1979 году в состав концерна Fiat стала входить популярная марка спортивных автомобилей Ferrari. 80-е начались с появления малолитражной модели Fiat Panda. А уже в 1983 был представлен Fiat Uno с литровым двигателем. В 1984 году Fiat поглотил компанию Alfa Romeo. В конце 80-х появился автомобиль Fiat Tipo, он был признан лучшим в 1989 году. На этой модели компания опробовала производство с помощью рабочих станций. В 1993 году произошло присоединение к Fiat престижного итальянского бренда Maserati. В 90-х на свет появились такие модели, как Fiat 500, Tempra, Barchetta, Bravo, Brava, Marea, Marea WE, Palio, Coupé и Punto, признанный «Автомобилем года» в 1995. Особого внимания требует модель Fiat Ulysse 1994 года выпуска. Это был первый для компании минивэн. В 1996 году генеральным директором стал Cesare Romiti.

За 90-е годы доля экспортной продукции составила примерно 60% от всего объема производства. Компания продолжала свои разработки в области инноваций, поэтому автомобили этой марки были оснащены всеми самыми современными технологиями и, что самое важное, Fiat оставался производителем народных автомобилей по приемлемой цене. В 1998 году были выпущены еще две модели – городской Fiat Seicento и универсальный Fiat Multipla, пришедшиеся по вкусу многим автомобилистам. В 2000 году появился многофункциональный грузовичок Fiait Doblò. В 2001 состоялась премьера Fiat Stilo, в котором были сосредоточены не только оригинальные воплощения дизайнерских идей, но и самые интересные технические разработки компании. После этого компания занялась выпуском усовершенствованных и модернизированных моделей Ulysse, Multipla, Stilo, Barchetta и Panda, которая получила звание «автомобиль года» в 2004. Также в 2004 году появился первый Fiat-универсал – модель Idea. Он воплотил множество интерьерных решений, что сделало его на самом деле многофункциональным. Сегодня компания занимается производством легковых и грузовых автомобилей, спорткаров, промышленной и сельскохозяйственной техники, а также аэрокосмической продукции. На Парижском автосалоне 2010 компания представила автомобиль с революционным двигателем. Хоть это уже не новый Fiat 500, но теперь он оснащен 2-цилиндровым двигателем с рабочим объемом 875 см3 и мощностью 85 л.с. Сейчас, когда вся Европа нацелена на разработку экологичных и экономичных автомобилей, это изобретение Fiat пришлось весьма кстати. За период с 2010 по 2014 год компания планирует выпустить шесть новых спортивных автомобилей Ferrari, 4-дверный суперкар Maserati Quattroporte, обновить модельный ряд моделей GranCabrio и GranTurismo. Также планируется разделение концерна на Fiat Auto и Fiat Professional . Первый будет заниматься производством легковых автомобилей, а второй выпуском грузовиков, в частности, полноразмерных пикапов.