Dodge

Dodge

Компания Dodge была основана в США в 1914 году братьями John Dodge и Horace Dodge. Однако создание автомобилестроительной компании было для них не первым шагом на пути к этой отрасли. Начинали они с производства велосипедов в 1897 году. В 1900 году они занялись выпуском деталей для автомобилей на собственном машиностроительном заводе. В 1903 году братья тесно сотрудничали с Генри Фордом, поставляя его компании двигатели и оказывая финансовую поддержку. К 1914 году у них набралось достаточно опыта, чтобы приступить к созданию собственного бренда, так появилась компания Dodge Brothers Inc.

Особенностями моделей новой марки стали открытые цельнометаллические сварные кузова. 14 ноября 1914 года появился первый автомобиль под маркой Dodge с шуточным название «Старушка Бетси». Он был оснащен 3,5-литровым 4-цилиндровым двигателем с мощностью 45 л.с. Через год было продано уже 45 000 экземпляров. В 1917 году компания начала производить грузовики и активно сотрудничала с американской армией, выполняя ее заказы. К 1920 году по объему производства компания Dodge поднялась очень высоко (около 100 000 автомобилей в год) и заняла второе место в США, на первом был конечно же Ford. В 1919 году было решено начать производить автомобили с закрытыми кузовами. Однако события 1920 года не позволили сбыться множеству планов братьев. Сначала от свирепствующего в то время гриппа «испанки» скончался John Dodge, а через полгода по той же причине и его брат Horace. Хоть их компания была на пике популярности и сулила большие перспективы, не оказалось предпринимателей, готовых продолжить дело братьев Dodge. В итоге в 1928 году больше чем за $150 млн. компанию приобрел Уолтер Крайслер. Корпорация Chrysler в то время только развивалась, и ее руководитель старался повысить мощности за счет покупки любых автомобилестроительных компаний.

За счет масштабов Dodge, Chrysler стал одним из трех крупнейших автопроизводителей США. Подразделение Dodge продолжало выпускать автомобили, и к 1937 году объем производства составлял уже 300 000 экземпляров. Во времена Второй Мировой войны выпуск легковых автомобилей был приостановлен, а все силы были брошены на выполнение армейских заказов. Это были легкие грузовики серии Weapon Carrier, которые, кстати, поставлялись и в СССР. После войны выпускались их гражданские версии. Вырваться в лидеры в послевоенное время Dodge и Chrysler помог дизайнер Virgil Exner, который к технической мощи добавил внешнюю привлекательность. В 50-х годах Dodge выпустил такие модели, как Royal, Custom Royal и Coronet. В 60-е годы корпорация Chrysler производила массивные, внушительные автомобили, что сказалось и на модельном ряде Dodge. Появились такие модели, как Dodge Polara и Dodge Matador. Но компания не стала этим ограничиваться и попыталась завоевать и рынок малогабаритных машин, выпустив модель Dart. Она пользовалась популярностью, но кратковременной. К сожалению, в 60-х годах, когда это обнаружилось, Dodge перестал выпускать полноразмерные машины и полностью перешел на компактные авто.

Только в 1962 году компании удалось вернуть своей продукции классический вид, появилась модель Dodge Custom 880. К 1966 году появились модели Monaco и Polara. Тогда же компания решила развивать деятельность в области производства масл-каров. Первым представителем модного направления стала модель Charger с несколькими возможными двигателями: 8-цилиндровый мощностью в 230 л.с.; крайслеровский 426 Hemi мощностью 425 л.с.; еще через год 440 Magnum мощностью 375 л.с. К 1969 году компания решила отметиться в спортивной сфере и специально для участия в гонках NASCAR выпустила модель Charger Daytona. До 1971 года этот автомобиль был фаворитом соревнований. К классу масл-каров можно отнести и такие модели Dodge, как Coronet R/T, Coronet 500 и Super Bee. Малогабаритный Dart продолжал выпускаться с различными комплектациями с мощностью двигателей от 300 до 375 л.с.

В 70-х года в моде было направление pony cars, к которому относились автомобили со спортивным дизайном, но без мощных двигателей. В 1970 году данью этой моде был выпуск модели Dodge Challenger с двигателем мощностью 290 л.с. и 2-камерным карбюратором. Однако в 70-х наступил энергетический кризис, который повлек за собой необходимость в экономичных компактных машинах, чего ни Chrysler, ни Dodge пока не могли предложить. Единственным выходом из положения на тот момент руководство видело продажу автомобилей Mitsubishi Lancer под названием Dodge Colt. А в дальнейшем Mitsubishi Galant, Starion, GTO и Pajero, которые выходили под маркой Dodge и назывались Dodge Challenger , Conquest , Stealth и Raider соответственно.

Собственные автомобили Dodge смогли начать выпускать лишь в 1978 году. Первым таким стала модель Omni, однако и эта машина фактически была разработана другой компанией, принадлежащей концерну Chrysler. Модель 1976-1980 года Dodge Aspen оказалась весьма низкого качества, что подпортило репутацию не только Dodge, но и Chrysler. Очередным шагом в пропасть стало производство полноразмерного автомобиля ST Regis во время нефтяного кризиса 1979 года. В такой плачевной ситуации руководство Chrysler решает нанять опытного топ-менеджера Ли Якокка, который и помог вывести корпорацию из долгов. Так в 80-х вышли такие модели Dodge, как Dodge 400, Dodge 600 и Dodge Aries. В 80-х популярностью пользовался Dodge Diplomat, однако его обычно выбирали только таксисты и полицейские. С 1983 года отделение Dodge стало ведущим по объемам производства в корпорации Chrysler. В 80-х компания Dodge сотрудничала с конструктором Carroll Shelby, благодаря которому появились спортивные автомобили Shelby Lancer, Shelby Charger, Shelby CSX, Shelby GLH-S и Shelby Dakota. В 1992 году у Dodge появилась модель Viper с 80-литровым двигателем V10 мощностью 400 л.с.

В результате политики материнской компании в 1998 году Dodge стал подразделением DaimlerChrysler. Модельный ряд компании начал обновляться, и в него стали входить такие модели, как Intrepid, Stratus, Avenger , Neon, минивэны Caravan и Grand Caravan, внедорожник Durango и более компактный Nitro с 2007 года. В 2006 году модели Intrepid и Neon были заменены на Charger и Caliber соответственно. В 2008 году дебютировал кроссовер Dodge Journey с большими возможностями трансформации салона. В 2009 году была создана новая организация Chrysler Group LLC , в которую вошли бренды Chrysler, Dodge, Jeep и Mopar. А очередными новинками от Dodge стали автомобили Caliber и Viper SRT10, воплощающие сложившийся за век существования Dodge стиль.

Сейчас Dodge занимается производством внедорожника Durango следующего поколения, а в 2012 планирует возобновить выпуск нового Dodge Viper. В России самой популярной моделью марки Dodge является хэтчбек Caliber. Продажи автомобилей Dodge растут с каждым годом и в будущем компания планирует расширить модельный ряд, представленный в нашей стране.