Citroen

Citroen

Компания Citroen была основана в 1919 году Андре Ситроеном (André Citroen) во Франции. Эта идея пришла ему в голову после посещения автомобилестроительных заводов Ford в Америке. Там он понял, что существуют определенные отличия между европейскими и американскими методами производства автомобилей, для своей компании он предпочел второй. Его партнером в создании фирмы стал конструктор Жюль Саломон (Jules Salomon), у которого уже был опыт в подобных делах. Целью Ситроена был объем выпуска – 100 автомобилей в день.   

Компания Citroen стала первой автомобилестроительной фирмой, которая занималась серийным производством и находилась при этом не в Америке. Ситроен хотел, чтобы автомобили были доступны как можно большему числу покупателей, а невысокая цена продукции помогала этому желанию осуществиться. Первым выпущенным автомобилем под маркой Citroen была модель TypeA в 1921 году. Ее стоимость составляла для того времени весьма скромную сумму в 7950 франков. Однако это была первая машина с электрическим стартером и светом в Европе. Объем двигателя составлял 1,3 л., мощность 18 л.с., максимальная скорость 60 км/ч. Для ускорения темпов производства и понимания принципов серийного выпуска, Ситроен даже разбирал некоторые американские автомобили. Таким образом, за 4 года ему удалось повысить объемы производства со 100 до 300 автомобилей в день. Очередной успешной новинкой в 1923 году стала модель Citroen 5CV, прекрасно подходящая для езды по проселочным дорогам, оснащенная 4-цилиндровым двигателем без передних тормозов. Объемы продаж автомобилей Citroen затмили всех конкурентов, и к 1929 году было выпущено уже 100 000 экземпляров.   

Компания стала первой в Европе по объемам производства. Продать же все эти автомобили предприимчивому Ситроену помогла грандиозная рекламная компания. Это были игрушечные автомобили Citroen, полностью копировавшее свои прототипы; дорожные знаки и указатели с логотипом компании; аудио реклама посредством использования громкоговорителя по пути следования автомобилей; всевозможные плакаты, афиши, вывески и лотереи; постройка огромного фирменного магазина с огромным стеклянным фасадом, на который ушло 19 тонн стекла. Но это еще не самые масштабные мероприятия. Ситроен заказал известному английскому летчику вывести на небе белым следом от самолета название своей компании. Это были буквы высотой в 400 метров, все же слово полностью заняло аж 5 км парижского неба! А с 1925 по 1934 года слово Citroen, святящееся в темноте 250-ю тысячами лампочек, красовалось на самом символе Франции – Эйфелевой башне. В 1925 году размах дилерской сети составил 5000 точек. В 1926 году Ситроен предоставил всем своим дилерам руководства по сервисному обслуживанию и ремонту автомобилей и запустил завод в Гренеле. В 1927 году заработал завод по производству двигателей и коробок переключения скоростей в Гутенберге. 1930 год – открытие очередного дочернего предприятия в Норвегии.   

Мировой экономический кризис 1933 года конечно не обошел компанию стороной, но тем не менее, Ситроен планировал поддерживать и повышать объемы производства, а также готовил дебют нового автомобиля. Им стала переднеприводная модель TractionAvant, созданная Андре Левебрафом (Andre Lefebvre). Но в 1934 году по причине слишком больших сумм, взятых в кредит, компания Michelin (Мишлен) как основной кредитор взяла Citroen под свой финансовый контроль. В 1935 году Ситроен передал контрольный пакет акций и отошел от дел по причине плохого состояния здоровья, в этом же году он скончался от обострившейся язвы. В 1936 году во Вьетнаме создано дочернее предприятие.   

Во времена Второй Мировой войны секретная работа конструкторов продолжалась, а все разработки были сохранены и воплощены в послевоенных моделях. В 1948 году дебютировал автомобиль 2CV, который прекрасно подходил французским и европейским автомобилистам по цене и характеристикам. Эта модель производилась на заводе под Парижем в городе Asnieres до 1952 года, когда CV2 и фургон Н начали собирать в Бельгии. Помимо этого в 1952 году были созданы торговые компании Citroen в США и Марокко. С 1954 года завод в Asnieres начинает специализироваться на производстве гидравлических систем для всех автомобилей Citroen. В 1955 году на автосалоне в Париже состоялась презентация автомобиля CitroenDS, ставшего впоследствии легендой – на нем ездил генерал де Голль, и даже инспектор Жюв и Фантомас. В 1968 году создается холдинг Citroen SA, в который входят Citroen, Panhard и Berliet. В 1974 году произошло слияние двух компаний Citroen и Peugeot в целях повышения конкурентоспособности на международном рынке. К 1976 году группа Peugeot завладела почти 90% акций Citroen и реорганизовалась в холдинговую сеть, в которую входили группы Peugeot SA и Citroen SA. Несмотря на это за Citroen был сохранен статус самостоятельного отделения. В 1979 году начал работу завод по производству дизельных и бензиновых двигателей в Tremery.   

С 1986 года главным принципом работы компании Citroen становится «полное удовлетворение заказчика», значительно улучшается качество производства. В 1989 году появилась гидрактивная подвеска, которая автоматически адаптировалась к стилю езды и дорожному покрытию. В 1992 году состоялась презентация модели Citroen Xantia, которая стала отправной точкой в дальнейшей работе конструкторов и дизайнеров Citroen. В 1994 году в Женеве был представлен автомобиль Citroen Evasion совместного производства с Peugeot, Fiat и Lancia. В 1995 году вышел Citroen Saxo, через год он был модернизирован и получил 5-дверную модификацию, дизельный двигатель и автоматическую коробку передач, еще через 3 года был обновлен дизайн Saxo. В 1996 году дебютировал автофургон Berlingo, прекрасно подходящий для выездов на природу и активного отдыха. После 1999 он начал выпускаться в полноприводной модификации с 1,8-литровым бензиновым двигателем и дизельным двигателем 1.9D. Впервые автомобили семейства Xsara появились в 1997 году, после модернизации в 2000 году они считаются самыми популярными. Именно в 2000году был выпущен минивэн Citroen Xsara Picasso с поперечно расположенными двигателями. Заменой слегка устаревшей модели Xantia послужил выпущенный в 2000 году седан CitroenC5, представленный на парижском автосалоне. В память о взаимовыгодном сотрудничестве, когда компания Citroen создавала автомобили для российского царского двора, на Таганрогском автомобильном заводе была налажена сборка автомобилей «ОрионМ» из машинокомплектов Citroen Berlingo.   

Чтобы выдержать конкуренцию среди европейских производителей, в 2002 году был выпущен компактный седан модели С3. После этого было выпущено много новых и модернизировано уже существующих моделей – это модели DS3, C4, C5, C6, BerlingoFirst, новый Berlingo, C3 Picasso, C4 Picasso, GrandC4 Picasso, C-crosser, а также концепт-кары, никого не оставившие равнодушным. Многие из перечисленных автомобилей были представлены на недавно завершившемся Московском автосалоне 2010. Во втором полугодии 2011 года планируется завершить линейку DS моделью DS4, которая удовлетворит потребности многих автолюбителей, как утверждают производители. Благодаря напряженной работе и постоянному поиску нового и необычного, компания Citroen как и 80 лет назад продолжает удивлять своими автомобилями, которые следуют последним технологическим и дизайнерским тенденциям, обеспечивают комфорт и безопасность водителю и пассажирам. Одним словом, компания Citroen сейчас является достойным продолжением дела всей жизни Андре Ситроена, положившего в 1919 году начало этой марки.