Chrysler

Chrysler

Chrysler – американская автомобилестроительная компания, учрежденная в 1924 году инженером и бизнесменом Уолтером Перси Крайслером (1875 – 1940). В этом же году появился первый автомобиль под этой маркой Chrysler 6, он был оснащен 6-цилиндровым двигателем и гидравлическими тормозами на всех колесах. Этот автомобиль оказался весьма удачным дебютом для молодой компании, так как в первый же год удалось продать около 32 000 экземпляров. В 1925 году вышла модель Chrysler 458, максимальная скорость составила 93 км/ч. Этот автомобиль, также как и первый, не остался незамеченным. 4 000 дилеров занимались его продвижением и продажей. 1926 год запомнился американцам появлением автомобиля Imperial E-80 с 4,7-литровым двигателем мощностью 92 л.с. Модель примечательна тем, что к раме двигатель крепился на эластичных вибропоглощающих элементах, что было достаточно ново для американских производителей. В 1928 году компания уже смогла позволить себе расширение за счет открытия нового подразделения, отвечающего за марки Plymouth и DeSoto с 8-цилиндровым двигателем, цены на машины этих марок составляли от $500 до $1000, поэтому многие оказались в состоянии позволить себе личный автомобиль. К 1928 году дела у компании Dodge после смерти братьев-основателей стали идти совсем плохо, и она перешла во владение корпорации Chrysler.

Начало 30-х годов, так называемое время «великой депрессии», было не очень удачным временем для автопроизводителей. Чтобы оставаться на плаву в условиях жесткой конкуренции, нужно было срочно снижать расходы и издержки производства. Благодаря тому, что руководство Chrysler смогло распределить бюджет таким образом, что не пришлось снижать инвестиции в исследования и научные разработки, к 1933 году компании удалось продать машин больше, чем в 1929 году и обогнать одного из самых серьезных конкурентов – компанию Ford. В 1931 году было выпущено семейство автомобилей Chrysler CD с 8-цилиндровыми двигателями объемом 3,9 и 6,3 л. и мощностью 80 и 125 л.с. соответственно. Такие характеристики в купе с броским дизайном позволили компании привлечь более обеспеченных клиентов в лице высшего общества. Стоимость машины была гораздо выше, чем у всех предыдущих моделей, но и рынок сбыта отличался от привычного. Компания продолжала завоевывать все большую популярность. В 1934 году общественность была потрясена новым автомобилем Chrysler Airflow, который был разработан авиаконструктором Гарольдом Хиксом. Он установил на машину сверхобтекаемый кузов, крылья были утоплены, инженеры добавили легкую раму, компактную трансмиссию, независимую переднюю подвеску, изогнутое ветровое стекло и автоматическую коробку переключения передач. Автомобиль добился огромной популярности, были даже проведены публичные краш-тесты. Однако в коммерческом плане, люди были еще не готовы платить за такой необычный автомобиль, и за 2 года продано было всего около 50 000 штук. Уолтер Крайслер был крайне разочарован таким поворотом событий и передал управление одному из менеджеров Кауфману Туме Келлеру, оставшись при этом председателем совета директоров.

В период Второй Мировой войны компания занималась производством двигателей для самолетов, пушек для самолетов, радарных комплексов слежения, под маркой Chrysler вышло 500 000 военных грузовиков и 18 000 танков Шермана М-4. Таким образом, компания умудрилась неплохо заработать на продаже этой техники и впоследствии смогла построить 11 новых заводов. Это и неудивительно, потому что к 1945 году заработано было аж $3,4 биллиона. К сожалению это не помогло компании сохранить лидирующие позиции на рынке автомобилестроения. Она занималась перевыпуском старых моделей и созданием новых, которые не способны были до конца удовлетворить спрос американцев. Однако все же было введено несколько технологических новшеств: с 1945 года автомобили Chrysler начали заводиться от ключа зажигания, в 1949 году некоторые модели стали делать с дисковыми тормозами, с 1951 года появилось усиление руля, была усовершенствована подвеска.

Так как рынок спортивных автомобилей США был заполнен европейскими производителями, Chrysler стала первой американской компанией, рискнувшей спроектировать и собрать спорткар. Это была модель К-310 с двигателем Hemi V8, рабочий объем которого составлял 5,4 л., а мощность – 180 л.с. Хоть купе и было выполнено в европейском стиле и казалось весьма конкурентоспособным, в компании решили, что этот проект слишком дорогостоящий, и отказались от серийного производства. Но на платформе двигателя Hemi V8 был разработан спортивный двигатель 426 Hemi мощностью 400 л.с.

В 1952 корпорация Chrysler занималась серийным изготовлением оборонной продукции, в числе которой оказались ракеты Jupiter. Именно они победили в конкурсе NASA и отправились в космос с двумя обезьянами на борту. В 1955 компания занялась расширением своего влияния на европейском рынке и приобрела автомобилестроительные компании в Испании, Великобритании и Франции. Так появились уже европейские представительства, которые назывались «Chrysler España», «Chrysler United Kingdom» и «Chrysler France», которые в дальнейшем объединились в «Chrysler Europe».

В 60-х годах спросом пользовались автомобили класса люкс – роскошные и представительные. Но либо из-за недостатка маркетинговой политики, либо из-за плохо продуманных решений, компания занялась производством компактных автомобилей, да еще и начала импортировать в США маленькие машины, произведенные в Chrysler Europe, которые как раз в Европе и были популярны на тот период. Но к 1970-му году эта мода пришла и в Америку, что позволило компании не погибнуть окончательно, потому что в 60-х она снова вернулась к классическому для Chrysler дизайну автомобилей – массивные машины, не экономившие топливо. Однако на протяжении 70-х годов из-за энергетического кризиса и отсутствия понимания рынка компания несла большие потери. Дела были настолько плохи, что в 1978 году руководство Chrysler Europe было передано автоконцерну Peugeot-Citroen. Но и этот шаг не помог Chrysler выбраться из кризиса. Руководство пыталось хоть как-то наладить положение и пригласило Ли Якокка, который был опытным менеджером и проработал на компанию Ford целых 32 года. Якокка понял главное – закрытие такой большой корпорации как Chrysler не будет выгодно никому – ни людям, которые потеряют свои рабочие места, ни экономике США, которая и так нестабильна. Оперируя этими доводами в 1979 году Якокка смог убедить Конгресс и президента Картера в том, что компания нуждается в поддержке правительства. Так был подписан акт, из которого следовало, что Chrysler получит заем в $1,5 биллиона. Благодаря этим средствам компания смогла наладить производство автомобилей с передним приводом и максимально возможной для того времени мощностью. Одним словом, как и 40 лет назад Chrysler начал стараться производить автомобили, которые не только конкурентоспособны, но и гораздо лучше уже представленных на рынке. И уже к 1983 году компания начала приносить достаточную прибыль для того, чтобы погасить задолженность перед правительством. Параллельно началось производство микроавтобусов, в этой области Chrysler до сих пор занимает хорошие позиции в США и Европе.

С 1985 года компания начинает работать совместно с Mitsubishi и Renault в области разработки компактных машин с низким потреблением топлива. В 1987 году к концерну присоединилась компания Lamborghini и American Motors Company, являющаяся производителем легендарного Jeep. В 1989 году компания решила заняться производством компонентов трансмиссии совместно со своим основным конкурентом General Motors. Завершением десятилетия было то, что Chrysler начали давать на свои автомобили 7-летнюю гарантию, качество материалов и сборки также было улучшено. Так в 1991 году компания первой из всех остальных начала устанавливать в свои модели подушки безопасности в стандартной комплектации.

В 1992 году компания опять потеряла большую сумму из-за экономического кризиса, но это не помешало ей построить завод в Детройте, обеспечивший рост компании и рабочие места жителям. В 1994 году дела наконец-то пошли в гору, новые автомобили Chrysler Cirrus и Dodge Stratus обеспечили компании долгожданные цифры в финансовых отчетах. Chrysler Cirrus даже получили почетный титул «Машина года» в конкурсе Motor Trend. В следующие годы автомобили компании продолжали занимать призовые места на разнообразных конкурсах, популярность марки снова начала расти. В 1996 году компания построила единый главный офис Chrysler, в котором сосредоточились все основные подразделения, необходимые для оперативного принятия решений и деятельности компании. Это позволило сократить транспортные расходы, следовательно, постоянных расходов стало меньше, и компания смогла либо получать дополнительную прибыль, либо в большем диапазоне варьировать цены на продукцию.

В 1997 году произошла массовая забастовка 1800 рабочих, корпорация понесла огромные потери и вскоре начала сотрудничать с германской компанией Daimler-Benz в сфере производства микроавтобусов. Далее последовало объединение Daimler-Benz и Chrysler, в результате чего в 1998 году появилась организация Daimler-Chrysler. В 2000 году появилась переднеприводная модель Chrysler PT Cruiser, которая была привлекательна внешне и доступна для многих американцев и европейцев, поэтому она пользовалась большой популярностью. В 2002 году появилась модель Crossfire, сконструированная на общей с Mercedes технической основе. Это были последствия того, что немцам из Daimler-Benz принадлежало 57% акций Chrysler, естественно они принимали решения в компании. В 2001 году место директора Chrysler занял немец Дитер Цетше. В 2003 году вышел кроссовер Chrysler Pacifica с полноприводной трансмиссией Mercedes и максимальной скоростью 190 км/ч. В 2004 году вышла модель 300С, которая была воплощением классического стиля Chrysler начала ХХ века. В техническом плане автомобиль очень много взял от немцев, в частности заднеприводную трансмиссию, но это пошло ему только на пользу. Для европейского рынка был даже выпущен универсал 300С Touring с полноприводной трансмиссией 4Matic. Еще в 2004 году вышел элитный суперкар Crysler ME Four-Twelve: гоночная подвеска, 7-ступенчатая коробка передач, углепастиковый кузов, центральное расположение двигателя с четырьмя турбокомпрессорами и мощностью 850 л.с., до 100 км/ч автомобиль разгоняется за 3 секунды, максимальная же скорость – 400 км/ч.

Несмотря на, казалось бы, взаимовыгодное и прибыльное сотрудничество, в 2007 году подразделение Chrysler было продано фонду Cerberus. А уже 30 апреля 2009 года когда-то огромная корпорация Chrysler объявила себя банкротом. Сейчас 20% акций компании принадлежит концерну Fiat, 10% - правительству США, 2,5% - правительству Канады, а остальное пенсионному фонду профсоюза работников автопрома США. Сержио Маркионне (главный управляющий Fiat) занял пост генерального директора Chrysler Group и пытается возобновить работу нового автомобилестроительного альянса.