Saab

Saab

Когда в 1937 году в Швеции была основана компания Saab, ее основной целью было производство техники для военных нужд, в частности, военных самолетов. Saab – это аббревиатура от Svenska Aeroplan Aktiebolaget – Шведская «самолетостроительная» фабрика. Когда война закончилась, и спрос на военные самолеты упал, Saab пришлось переориентировать производство под выпуск более востребованной продукции. Кроме того, Гунар Лунгстрем с несколькими талантливыми авиаинженерами начал практиковаться в техническом дизайне при лаборатории Sixten Sason. Так Saab стал производителем автомобилей.

В 1946 году появилась первая модель – компактный Saab 92.001. Гунар Лунгстрем был во главе этого проекта, и авиационное прошлое всей команды не могло не дать о себе знать. Автомобиль получился не такой, как большинство машин того времени. Его отличительной особенностью стала отличная аэродинамика, независимая подвеска колес, и достаточно мощные двигатели DKW.

В начале 50-х годов компания начала выпускать спортивные автомобили. Первыми стали крупногабаритные модели Saab Standart 92 и Saab 92 DeLuxe. Через какое-то время обновилась 93-я модель: на нее начали устанавливать 3-цилиндровые моторы и бескамерные шины. В 1956 году вышел новый 2-местный автомобиль Saab Sonett. Кузов этой спортивной модели был полностью изготовлен из стеклопластика. Еще через три года появился Saab-универсал. Модель получила название 95 и пользовалась спросом на рынке. Очередной удачной разработкой стала 96-я модель, вышедшая в 1960 году. Этот автомобиль принес компании не одну победу в гонках. В 1960, 1961 и 1962 годах Эрик Карлсон занимал на Saab 95 первые места на британском этапе чемпионата мира по ралли. В 1962 и 1963 годах он стал победителем на ралли в Монте-Карло.

Уже в те времена компания Saab заботилась о безопасности и удобстве пассажиров. Автомобили 60-х годов могли похвастаться ремнями безопасности, ударопрочными дверными балками, вентилируемыми тормозными дисками, сиденьями с подогревом и стеклоочистителями фар, как у модели 99. В 1971 году Стиг Бломквист одержал на ней победу в двух этапах мирового первенства в ралли. После этого, по всей видимости, руководство компании потеряло интерес к спортивным сражениям, и на долгое время производство гоночных автомобилей было приостановлено. Исключением стала лишь 2-местная модель Saab Sonett II, но производилась она только для ранка США, где на такие машины сохранялся высокий спрос. В 1968 году произошло объединение Saab с производителем грузовиков Scania—Vabis. В 1978 году была представлена модель Saab 900, ставшая одной из самых дорогих и престижных разработок компании. Через год компания начала сотрудничать с дизайнером из итальянской фирмы Lancia. Результатом этого симбиоза стала вышедшая в 1984 году модель Saab 9000, автомобиль оказался весьма успешным и вывел компанию на новый уровень.

К концу 80-х годов компания Saab приобрела репутацию производителя комфортабельных и надежных автомобилей с привлекательным внешним видом. У фирмы было много поклонников и в Европе, и за ее пределами. Она не могла не привлечь к себе внимания крупных автоконцернов, готовых к инвестициям в более мелкие, но перспективные фирмы. Таким для Saab стал американский автопроизводитель General Motors. В 1989 году заокеанский автоконцерн приобрел 50% акций компании.

После этого компания Saab продолжила работать над совершенствованием модели 9000. К 1997 году она смогла представить обновленную версию этого автомобиля – модель 9-3. А также новый Saab 9-5, на разработку которого ушло около 4 лет. В 2000 году компания General Motors стала полноправным владельцем Saab, завладев оставшимися 50% акций.

Несмотря на прошествие более полувека и настойчивое влияние извне, шведская компания Saab сохранила свою индивидуальность. Ее автомобили всегда узнаваемы и радуют своих владельцев качеством и надежностью.